Пескари

Городок, в котором мы жили, был небольшой, и проживало в нём не более двадцати тысяч жителей. Город не выглядел компактным и был протяжён по длине вдоль небольшой реки от севера до юга. В каком бы месте города ты ни находился, то, вглядываясь вдаль, замечаешь степь за последними стоящими зданиями. Город делился на разные районы, между которыми даже имелись пустоши или незначительная промышленная зона, на которых стояли маленькие предприятия. Хоть городок и небольшой, но богат железнодорожными и автомобильными мостами. Простой обыватель насчитает пять мостов, три из которых проходят через реку. Вот около одного из них и происходили события, описанного ниже повествования.

Нам, мне и младшему брату, было немного более десяти лет. Наш дед работал сторожем на огородах и охранял посевы картошки в поле. Добраться до него можно было только одним способом — на городском автобусе. Поля, на которых он работал, находились в непосредственной близости от автомобильного моста над рекой. Для жилья у него была поставлена будка, снятая от какого-то автомобильного транспорта. К нему мы запланировали съездить ещё неделю назад и уже заранее, чтобы нас пустили, приходилось уговаривать наших родителей. Хотя и правильно, что не пускали, так как неприятный случай с нами произошёл уже в автобусе. Мы выехали утром пораньше. Автобус был неполный, и сидячие места были только спереди. Мы не обращали внимание на сидящих пассажиров в автобусе, так как в ближайшем будущем нас ждала встреча с нашим дедом и главное, что нас толкнуло на это путешествие, так это близость реки, на которой дед нам обещал устроить сумасшедшую рыбалку на пескарей. Он нашёл место, где на удочку ловятся исключительно пескари. Когда до нашего выхода осталась одна остановка, с заднего места встал взрослый мужчина. Как оказалось, этот мужик был нетрезв и еле держался на ногах, и чтобы не упасть при остановке автобуса, ему пришлось схватиться за наши удочки. При этом он порвал леску, которую с такой осторожностью мы привязывали вчера вечером. Все это расстроило нас до слёз, но мы решили, что это происшествие останется между нами.

Идти пешком до места пребывания нужно было около пятисот метров. Будка деда располагалась на этой стороне берега, и переходить через мост не надо было. Когда мы подошли к будке, то она оказалась закрытой, а сам дед отсутствовал. Побродив немного по местности, мы подождали его. Он появился из-за поворота реки буквально через пятнадцать минут. Увидев нас, он обрадовался, открыл свою будку и предложил войти. Нам не очень хотелось зайти туда, нас интересовал только один вопрос – рыбалка, и мы попросили деда показать то место, где он рыбачил. Но дед не торопился и сказал, что всё нужно делать по порядку. А раз мы проехали далёкий путь до него, то, конечно, проголодались, а не покормить нас он не имеет права и без лишних разговоров загнал нас в своё местопребывания. В будке стоял сладкий запах арбуза, и, как оказалось, не зря. Дед знал о нашем приезде и заранее к нему подготовился. Недолго думая, он отрезал нам каждому по большому куску и сказал, как только мы съедим его, то он сразу нас отведёт на место, где ловился пескарь. Мы, конечно, не отказались.

После того как мы поели, дед закрыл будку. Он взял удочки, червей, ломоть хлеба и повёл нас к реке. Река хоть и находилась недалеко, но он нас повёл за поворот, из-за которого сам недавно появился. Нас он привёл на высокий овраг, расположенный на самом повороте реки. Вниз по оврагу была сделана лестница для спуска к реке. Вода в реке казалась тёмной, но прозрачной. По дну было заметно, как плавала небольшая рыба. Течения практически не было. Все дно полностью оказалось песчаное. В то время река не была так сильно заводнена водорослями и была более полноводная.

Дед помог нам размотать удочки, каждому насадил по червяку, и мы забросили удочки в реку. Улов недолго заставил себя ждать. И точно, первая выловленная нами рыбка оказалась пескарём. Мы никогда раньше не видели пескаря и, забыв про рыбалку, кинулись рассматривать это водяное чудовище. Первый пойманный пескарь оказался не более чем десять сантиметров и полностью укладывался на ладонь. Внешний вид его оказался достаточно специфичен — тело сверху окрашено в зеленовато-серый цвет, покрытый черноватыми пятнами. На плавниках отмечалось много тёмных точек. Чешуя у пескаря оказалась крупная, в углах рта хорошо были видны усы. При ловле пескарь совсем не оказывал сопротивления, когда его вытаскивали из воды. В тот день удача была с нами, и за довольно непродолжительное время мы наловили немалое количество пескарей. Самое интересное, что наша река наполнена многими видами рыб, таких как окунь, чебак. Но в тот день никто из них не попадался на удочку, а ловились исключительно только пескари, как будто дед заговорил это место специально для нас. На дне реки было видно, как стайками пескари усами перебирали песок.

Дед периодический размачивал хлеб и бросал его в реку. Наверно вот эти размоченные крошки и искали эти рыбины. В тот день дед не дал нам долго сидеть на реке. Ближе к обеду он заставил нас снова зайти в его будку, где накормил нас опять арбузом. После обеда мы вместе почистили этих пескарей, положили их в сумку, и он нас провёл до остановки. Он долго стоял на остановке, пока не тронулся автобус. При отправлении он помахал нам рукой, и, повернувшись, пошёл обратно.

С тех пор прошло много времени. Со временем вспоминаешь не столько этих пескарей, сколько радостные моменты, произошедшие в твоей жизни. Вспоминаешь деда и его отношение к нам — к внукам. И данные минуты навсегда остаются в памяти. Сколько себя помню, никогда уже больше я не ловил столько пескарей за один раз. И это место, где мы рыбачили, мне запомнилось на всю жизнь как пескариное. Больше в своей жизни я там никогда не рыбачил… Да и за это время река наша обмелела, заросла травой, и пескарь попросту исчез и больше не ловился.

Лещ

Виктор к дому Алексея подошёл полседьмого утра. Виктор и Алексей были одноклассниками, учились они в третьем классе и дружили. Свободное время, особенно в летние каникулы, старались проводить вместе. Выбрав один из летних дней, решились выбраться на рыбалку. Практически всё было готово с вечера - они накопали червей в огороде, приготовили удочки, набрали воды в пластиковые бутылки, еду и отправились спать.

Утром, чтобы не плутать по речке, решили, что пойдут на одно место, которое имело название «островок». Оно находилось за железнодорожным мостом на середине реки. До «островка» необходимо было пройти по колено воды от берега. Но это не останавливало наших ребят, так как по другую сторону «островка» глубина реки была большая, что давало уверенность в хорошем улове. Одно только могло огорчить наших рыбаков, что придя на это место, оно будет уже занято.

Дорога не заняла много времени. Обычно в это утреннее время наши друзья крепко спали. Рассвет, запах свежести, который исходил от реки, наполнял лёгкие. Яркий солнечный свет ослеплял глаза. Трава было мокрая от росы и ноги по колено от прогулки были насквозь промокшие. Дойдя до реки, наши парни закатили брюки до колена, и перешли на «островок». К общей радости, место было свободно.

Быстро зацепив на крючок червя, они забросили свои удочки в речку и пристально, как настоящие профессиональные рыбаки начали удить рыбу. Не могу сказать, что наши ребята сильно увлекались рыболовством. Виктор ранее был на рыбалке, много раз, и то в тех случаях, когда его брал с собой отец. Алексей не был рыбаком и на рыбалке был только из-за желания Виктора для хорошего проведения времени.

Родители наших парней отпустили на рыбалку не сразу. Но, после некоторых уговоров со словами «если утонете, то домой не приходите», отпустили с условием, что они появятся к обеду. За первые полчаса, проведённые на реке, улова не было. Черви съедались мгновенно. Первую рыбу Виктор поймал только через тридцать минут. А потом как по уговору через каждые пять минут ребята начали таскать мелкую, но рыбёшку. В основном это были окуньки и чебаки. Клёв продолжался около часа. У Виктора и Алексея были разные ёмкости для улова, бидоны, где каждый персонально складывал пойманную домой рыбу. После двух часов на реке клёв прекратился. У Алексея полностью пропало желание рыбачить, и он пошёл купаться. После купания поел и лёг спать. Проспав около получаса, он полностью потерял весь интерес к рыбалке и планировал отправиться домой.

Виктор оказался крепким и усердно сидел и рыбачил. Успех к нему приходил с переменным успехом и со временем бидон потихоньку, но непременно наполнялся уловом. В один из моментов, когда Виктор решил перекусить, поплавок резко начал тонуть так, как до этого никогда не было. Удочку Виктора, положенную на песок, начало затягивать в реку. Виктор подбежал и крепко схватил удочку. Он почувствовал, что на крючке оказалось что-то большое, и ему придётся потрудиться, прежде чем вытащить рыбу на берег. Сразу не получилось. Она упиралась и не желала показываться из воды, тащила удилище то на правую, то на левую сторону. Даже Алексей потерявший интерес к рыбалке приподнялся и наблюдал эту захватывающую картину. После десяти минут борьбы Виктору удалось вытащить эту рыбу на берег. Им оказался огромный лещ. Виктор и Алексей с криками радости оттащили её подальше от воды. Виктор никогда ещё не видел таких больших рыбин. Тем более, сам ещё до сегодня таких не ловил. Виктор снова закинул удочку в речку. Алексей, после такого улова, тоже закинул удочку в речку. Но в течение долгого времени, ни у одного из рыбаков, поплавки не шевельнулись.

Солнце уже поднялось высоко, и время клонилось к обеду. Мальчишки начали собираться домой. Лещ, ни в какие ёмкости, приготовленные для рыбы, не мог поместиться, и поэтому пришлось положить его в сумку из-под еды. Алексей жил поближе от реки и поэтому попросил, чтобы они с Виктором зашли до него домой и показали улов его родителям. Виктор не был против, тем более в его душе сидела огромная радость не зря потраченного дня, и он предвкушал похвалу своих родителей за такой удачный улов. Дойдя до калитки Алексея, Виктор оставил у калитки сумку с лещом, удочку, бидон с мелкой рыбёшкой. Но Алексей схватил сумку с лещом и поволок до своего дома. Увидев вышедшую навстречу мать, Алексей закричал:

— Мама смотри, какого леща мы поймали!

Мать Алексея погладила его по голове:

— Ах, какие молодцы! А мы вас ждём, потеряли вас. Давайте проходите, мойте руки и будем обедать.

— Спасибо, — сказал Виктор – но я пойду домой, там меня, наверное, тоже ждут.

Виктор и Алексей вышли во двор.

— Ну что, завтра пойдём на рыбалку, – предложил Виктор – также с утра.

— Конечно, – ответил Алексей – но только, чур, следующего большого леща буду ловить я.

— Договорились, – улыбнулся Виктор, и вышел за калитку, взял весь свой улов — бидон с мелкой рыбой и сумку с громадным лещом, и направился домой.

04.05.2014

Закрытие сезона

9 ноября. Зима не спешила. Осень радовала последними тёплыми днями. Я помню ещё в школьные дни, когда октябрь и ноябрь уже были по-настоящему зимними месяцами и в это время мы давно носили валенки. Сейчас климат намного теплее, чем раньше. И отчего это зависит, точно никто сказать не может. Да и нужно ли это…

Инициатором выезда на рыбалку был Михаил. Мы давно уже не выбирались на природу вместе. Нормальные люди в этот период никуда не выезжают, так как погода на перепутье — вроде ещё не зима, да и уже далеко не лето. Нас четыре человека, четыре товарища, которые доверяют друг другу, рассказывают всё не стесняясь. Могут вместе посмеяться, пожаловаться. И всё, что происходит и рассказывается, всегда остаётся между нами.

Место, на которое мы собрались выехать, ещё не было известно. Раз Михаил решил нас вывезти, то пусть он и выбирает место для отдыха и рыбной ловли. Основное условие - несильная удалённость от города, так как в случае резкой перемены погоды была возможность без проблем добраться домой. Так поздно, в ноябре на простые удочки мы ещё не ловили рыбу. Более знающие рыболовы уже не отправлялись на рыбалку, так как улова уже давно не было и все ждали, когда на водоёмах станет первый лёд. Рыбной ловлей увлекалось только трое – я, Дмитрий и Михаил. Алексей же не был увлечён рыбной ловлей и занимался этим времяпрепровождением без азарта, больше за компанию. Из снастей, которые мы решили взять с собой — это пара удочек и спиннингов. В этом году мы много времени провели на реке, выезжая на рыбалку. Исколесили много рыбных мест. И не закрыть сезон мы право не имели.

Место, как и планировалось, выбрали недалеко, в стороне городских дач на съезде, недалеко от асфальтированной дороги. Место было закрытое, и никто случайно забрести сюда не мог. Мы сильно и не надеялись, что нас кто-то потревожит.

На месте были около одиннадцати утра. Погода нас баловала. Было не холодно - пятнадцать градусов тепла. Дмитрий и Михаил размотали удочки и забросили их в реку. Я и Алексей начали готовить импровизированный стол, благо как у нормальных людей у нас всё было с собой. За первые двадцать минут рыбалки поклёв был только у Дмитрия и только один раз. Странная рыба попалась, случайно проплывала мимо, и хвостом задела крючок. Кто или что это было, так и осталось тайной. Ещё некоторое время мы с Михаилом побродили со спиннингами, но тишина стояла мёртвая. Никому из чешуйчатых наши блесны были не нужны. У Михаила на спиннинге стояла старая советская вертушка. При забрасывании обычно эта вертушка заворачивала такую «бороду», что невозможно было её распутать. У Михаила же всё работало без проблем, и он никогда не жаловался. У меня на спиннинге была современная вертушка, и Михаил не мог ей пользоваться. Чтобы не терять зря времени, я показал, как этот спиннинг работает. Проведя немного времени за столом, мы перебрали многие темы и опять направились на речку. Пару раз клюнуло у меня, но без результата. Чтобы Алексею не было скучно, у Дмитрия было маленькое переносное радио, которое он достал и включил.

Никто особенно и не надеялся, что рыбалка окажется удачной. Главный смысл этого мероприятия в том, что мы собирались с друзьями на природе и решили отдать дань реке и закрыть рыболовный сезон. Дмитрий за всё время, что мы находились на водоёме, не выпускал удочку из рук и непрерывно смотрел на неподвижный поплавок. Единственный человек из всех нас, который упёрто будет сидеть на берегу с удочкой до самого конца, даже зная, что толку в этом не будет. Я же, Алексей и Михаил спокойно и с иронией наблюдали за этой картиной, не забывая отправить пару шуток в его сторону. День прошёл не зря.

Под конец рыбалки начали сгущаться тучи, поднялся ветер. Мы не стали испытывать судьбу - собрали вещи и сложили их в машину. До нашего города было близко, не более чем двадцать минут езды на автомобиле. За эти двадцать минут, пока мы добрались до дома, начал падать крупный снег. И выходя из машины, нам пришлось наступать не на землю, а на хороший слой выпавшего снега. Кому завтра расскажешь, что были на рыбалке, и пытались ловить рыбу, засмеют и не поверят. Видно сама природа ждала, пока мы водоёмам скажем спасибо за удачный рыболовный год. Сезон закрыт.

24.05.2014

«Иваныч»

«Иваныч» – так зовут все его друзья и знакомые. Это человек немолодого возраста, но для своих лет он довольно шустрый, что никогда не подумаешь, так как ему уже больше шестидесяти лет, и он давно пенсионер. Он не из таких пенсионеров, которые просто сидят на диване и смотрят телевизор. День его начинается в то время, когда петухи ещё спят. Посидит на кухне, почитает книгу и пойдёт заниматься во двор своими домашними делами. Всю свою жизнь он проработал водителем, так и сейчас основное свободное время отдаёт автотранспорту. За всю его жизнь, какого только транспорта у него не было – мотоциклы, автомобили отечественного и зарубежного производства. Выйдя на пенсию, он купил себе «шестёрку» и потихоньку «таксовал», что приносило определённый доход в семью. В то же время и на пенсии, и при деле.

В жизни у него много увлечений, но все эти увлечения могут отойти на второй план, если разговор зайдёт о рыбалке. Не скажу что это его увлечение в жизни, но любимое — это точно. Он знаток мест ловли и привозил много рыбы, но больше всего предпочитал водоёмы, где ловился только один вид – карась. Узнать про рыбные места было не так легко, каждый рыбак, случайно напоровшись на удачу, старался молчать и не распространяться. Там, где в прошлом году ловился карась, не факт, что он будет ловиться и на следующий год. И по этой причине мы ежегодно меняли места ловли рыбы.

Как-то случайно от бывшего своего сотрудника по работе он узнал, что недалеко от одного моста через реку, на старицах, кто-то выловил большое количество карася. Недолго думая, он вместе со мной, решил отправиться на это место и попробовать удачу. Места под этим мостом довольно запутанные. Основная река идёт с большим течением, и практически заросла кустарником. По этой причине рыбная ловля с берега затруднена. При разливе реки, во время половодья около моста наполняются водой и рыбой большое количество стариц, среди которых можно заблудиться, если ты не знаешь, про которую старицу идёт речь. В тот день мы перепробовали большое количество стариц, но всё без результата. В обед мы подъехали к самой длинной старице, что была ближе к городу. Это было последний водоём, который мы решили посетить с удочками и уже отправиться домой.

Глубина старицы была небольшая, её можно было перейти с одного берега на другой. Вода в водоёме оказалась мутной. Погода ближе к обеду начала портиться и поднялся ветер. По воде пошла волна, что не предвещало ничего хорошего. Размотав удочки и нацепив червя, мы почти одновременно забросили удочки в воду. Какое же было наше удивление, когда, не успев закинуть удочки в воду, наши поплавки легли плашмя на воду и не поднимались. Мы вытащили удочки из воды. На крючках уже висели караси размером с ладошку. Погода явно не шутила, ветер усиливался, но нас уже это волновало не сильно, так как клёв нарастал. Мы не успевали забрасывать удочки и вытаскивать рыбу на берег. За два часа, что провели на берегу этой старицы, мы выловили большое ведро карася. Нашей радости не было предела. Удачи никто не ожидал. Хотя было сожаление, что мы потеряли столько времени на поиски этого места. Но теперь мы точно знаем где это и уже больше не ошибёмся. И собираясь домой, мы решили, что при новом удобном случае мы вернёмся сюда и повторим нашу удачу. Но в этом году у нас не получилось появиться на этом месте...

На следующий год проезжая мимо этого места я обратил внимание на старицу и был удивлён. Старица была пуста, воды в ней не было. Дно, что раньше было заполнено водой – пусто. Земля по всему дну была покрыто трещинами. Такое чувство, что прошёл не один год, а целые столетия после того случая. Как будто той рыбалки никогда не было, и всё это оказалось просто очень хорошим и приятным сном, где главным персонажем был «Иваныч».

26.05.2014

«Длинный»

У меня есть друг, зовут его Виталий, но за его высокий рост, ещё, когда мы жили в одном дворе, прилепилось к нему прозвище «Длинный». Как прилипло, так и осталось. Жили мы в разных подъездах. Практически каждый день мы встречались у него на квартире, в его комнате. В основном собирались просто послушать музыку. В то время у него был магнитофон «Маяк» с огромными колонками. Мы закрывались в комнате с друзьями, включали тяжёлый рок на всю громкость и занимались своими делами. Кто чем занимался – одни слушали музыку, другие в карты играли. Не скажу, что я любил этот стиль музыки, но меня всегда удивляло большое количество противоречий в этом человеке.

Как может совпадать спокойный и уравновешенный характер моего друга с ярко выраженным стилем музыки. Но у него не только совпадает, но вполне и мирно уживается. Но и это не всё. Пятьдесят процентов разговора этого человека связано с его увлечением – рыбной ловлей. Я не могу сказать, что ничего не смыслю в этом деле, но у меня возникает ощущение, этот человек родился с удочкой в руках. Куда бы он ни поехал, река или озеро, старица или болото, неважно, главное, что без улова рыбы он никогда не возвращался. В то время когда мы ещё не планировали закинуть удочки в водоём, а баловали себя разговорами о хорошей погоде и прекрасном виде реки, о возможности поймать улов в этом месте, он уже вытаскивал рыбу, да непросто рыбёшку, а крупную. Мне иногда кажется, что если посадить его около лужи после дождя во дворе и дать ему удочку, то и в этой луже он что-нибудь да поймает.

Рыбаком он был с детства. Как к нему пришло это увлечение? То нам не ведомо. Может быть от отчима или от друзей… В то время когда мы ходили на речку с палками, у него уже были бамбуковые удочки; когда у нас появлялись бамбуковые удочки, у него уже были пластиковые удочки; когда у нас появлялись пластиковые удочки, у него уже был спиннинг и другие сложные рыбацкие приспособления. В этом за ним не угонишься, так сказать - рыбак от бога. Тут нет зависти. Иногда стараешься наблюдать за ним на рыбалке, что он делает такого, и почему у него ловится рыба, а у нас нет. Всё вроде бы одинаково – удочки, червь с одной банки, река и место, что закидываем одно, глубина одна, а улов разный.

Уже не зная, что сказать, задаёшь ему вопрос, а не освещал ли он свои снасти в церкви? На все такие вопросы ответ один - громкий радостный оптимистический смех. Ему не надо хвалиться, как хвалятся рыбаки, которые поймали мелочь, а разнесли, что кита выловили.

Вопрос почему?

А потому… Он не скрывает своего улова и всегда есть свидетели его удачи. Он не из тех, кто привык врать и пускать пыль в глаза ради собственного имиджа и поднятия своего рейтинга среди рыбаков. Он такой, какой есть. Простой и хороший друг Виталий, который не обижается, когда мы называем его «Длинный».

22.05.2014

Испорченный день

Нет ничего лучше, чем провести с лучшими друзьями ночь на рыбалке. Особенно когда ночи тёплые.

Рядом река, чистый и свежий воздух. Костёр и уха.

Да что тут рассказывать. Многие за такую ночь готовы отдать всё, тем более мы подростки, особенно когда нас отпускали с ночёвкой на рыбалку довольно редко.

Но, оказалось, не всегда такие путешествия оказываются успешными, как планировались...

В один из летних дней, мы с друзьями выехали на велосипедах к водоёму, где по рассказам людей всегда много рыбы и хороший улов. Место было у деревни с интересным названием Поповка. Большое расстояние нас не пугало, большая часть дороги туда была асфальтирована. По этой дороге редко проедет какая-нибудь машина.

Ориентиром, согласно добытых сведений, служил ряд тополей, выросших по берегу реки. Место, когда мы его нашли, оказалось довольно красивым. Дорога с асфальта выходила на полевую дорогу и проходила через огромную каменную сопку. Водоём при осмотре с высоты имел несколько изгибов. В этих местах было много озёр или как мы их называем стариц, расположенных по течению реки. Место незнакомое и красивое. Чтобы добраться до нашего места, нужно было пересечь нескошенный луг. Мы с друзьями упёрлись в обрыв, с которого было удобно рыбачить.

Не думая больше не о чём, кроме рыбалки, мы сразу начали закидывать свои удочки в реку, утоляя рыболовную жажду. Рыбалка оказалась удачной и, поймав немало рыбы, мы потихоньку начали готовиться к ночёвке и собирать хворост, чтобы развести костёр и варить уху. Как откуда ни возьмись, появился старик с маленькой вредной собачкой и прямой походкой направился к нам. Остановившись около нас, он грубым приказным голосом потребовал, чтобы мы собрали свои вещи и быстро уезжали отсюда на все четыре стороны. Мы опешили и не знали, как поступить. Почему так? И с чего это? Чем четыре подростка помешали ему в степи у реки. Он начал говорить, что мы не первые и уж точно не последние воры, которых он выгоняет отсюда.

Как оказалось, в пятидесяти метрах от нашего водоёма местные жители за тополями разбили огороды, на которых произрастало большое количество овощей, и эти посадки постоянно в последнее время кто-то обкрадывает. Обвиняют горе-огородники появившихся рыбаков, к которым мы и относились. Да мы и не знали о существовании этих огородов, и если бы этот старичок ничего не сказал, даже и не подумали об этом. Да и какие мы воры? Старик был неумолим и стоял на своём. Дал нам на сборы пять минут и ушёл. Вернулся он уже с охотничьим ружьём, что свидетельствовало об отсутствии желания вести с нами переговоры.

Представьте себе вечер. Солнце уже планирует скрыться за горизонтом. Перепуганные подростки… Грубый неумолимый сторож и незнакомое место. Мы даже представить не могли, куда сейчас можно поддаться, да и по темноте, которая наступит уже через определённое время. Нервы не выдержали и ребята как по команде, очень быстро собрали свои вещи, сели на велосипеды и помчались домой за тридцать километров. Как я не уговаривал поехать куда-нибудь в другое место, подальше от этих огородов, никто не согласился. Страх пересилил и сломал ребят. Вечер был испорчен. Понуро и с горем пополам, уже в темноте, мы приехали домой, перепугав родителей. Не помню, что там мы объясняли, какую нашли причину возвращения, но на душе было плохо. До сих пор вспоминаю тот случай и не могу выкинуть его из головы.

Нельзя всех ставить под одну гребёнку и срывать злость на подростках, которые никакого отношения к воровству не имели, и иметь не собирались, в то же время отбирая счастливые моменты в их жизни, которых и не так много.

29.05.2014

Красивое место

- Наверно ты опять проскочил нужный нам поворот или завернул раньше, чем следовало – сказал Сергей – Из-за тебя уже тридцать минут петляем по этим дорогам. Время уходит.

- Да ты прав время уходит – сказал я – слушайте, давайте поедем назад, до развилки. Иначе мы не выберемся на это место.

- Сколько раз приезжаем сюда, всегда происходит одно и то же – огорчился Валентин – пора бы наизусть выучить дорогу. За это время, что мы катаемся на велосипедах, я бы уже полведра рыбы выловил. Поехали быстрее.

Мы повернули свои велосипеды назад и поехали искать развилку, на которой ошиблись и повернули неправильно. Всё у нас происходит как всегда. Это было очень красивое место, и не надо было другого. И нам было всё равно, что оно расположено дальше, чем другие рыбные места.

Мы нашли его случайно проезжая вдоль берега реки после неудачной рыбалки. Необходимо было место, где мы могли спокойно расположиться близ реки и в то же время, чтобы место было не сильно приметным и подальше от случайных отдыхающих. Мы также искали место для удобного расположения в случае ночёвки. Добраться сюда, не зная его практически невозможно. Для этого необходимо знать, где и какие старицы надо объехать и не прозевать нужные повороты, которых было множество. В основном мы добирались сюда на велосипедах. Не могу сказать, что мы всегда находили место без ошибки и сразу. Были и казусы. Но когда мы всё-таки добирались на место, то, радость ребят была искренняя и кто бы ни приезжал к озеру один раз, он всегда, потом стремился сюда вернуться. Так произошло и в этот раз.

- Смотри впереди сухостой, – сказал Валентин – значит мы на верном пути. Как только его объедим, надо будет повернуть направо, а там по дороге объедим старицу и метров через сто ещё направо и приехали…

Ребята увеличили скорость, предвкушая близость нашего любимого места.

В первый раз, когда мы приехали сюда, мы детально не осматривали его. У нас был главный ориентир – старица, на которой было очень много сухостоя, и увидеть его можно было издалека. Не подвёл этот ориентир и сегодня.

Подъехав к озеру, мы быстро соскочили с велосипедов и начали быстро отвязывать удочки. Сергей и Санёк сразу же забросили удочки на озере. Я и Валентин прошлись немного дальше на проходивший проток с небольшим водопадом, который запомнился неплохим уловом в прошлый раз.

Глубина озера, на котором расположились ребята, была не маленькая, и достать дно не удавалась никому. Озеро никогда не зарастало. С первых минут рыбалка складывалась удачно. Парням из озера удалось выловить пару средних по величине линей и несколько окуней. Нам с Валентином удалось выловить несколько чебаков. Первая выловленная рыба всегда уходила у нас на уху, которую мы приготавливали во время обеда около озера. На его берегу мы обычно раскладывали свои рыбацкие принадлежности и разводили костёр.

Всеми хозяйственными делами по приготовлению ухи заведовал я. Кто не любит еду на природе, особенно на рыбалке из свежей выловленной рыбы. Мы были совсем ещё молодые, но никогда себе в этом не отказывали и везли с собой гремящий всю дорогу котелок.

После обеда мы отдыхали, лежали на берегу озера и наслаждались видом природы. Место было красивое, зелёная высокая трава доходила нам до пояса. Наше место было в небольшой низине. Но поднявшись с этой низины, перед нами расстилался громадный луг. Мы обошли здесь пешком всю местность в радиусе пятьсот метров и узнали, что основная река проходила недалеко от нашего озера. И в последнее время, особенно после обеда нам нравилось рыбачить на реке, свесив ноги с высокого обрыва.

День прошёл удачно. Рыбы, выловленной с озера и реки, хватило как на уху, которую мы сварили у водоёма, так и домой. С ночёвкой в то время мы оставались редко, так как родители не разрешали нам это делать.

Вечером, изрядно уставшие от отдыха, мы собрали свои вещи и сели на велосипеды. И строем, как и приехали, отправились домой, обещая себе вернуться сюда на следующий раз.

Вспоминая эти дни, задумываешься, что нас гнало в такую даль на велосипедах. Рыбалка? Отдых на природе подальше от городской суеты? Я думаю, что ответ где-то кроется в этом. Но главная изюминка всё-таки была скрыта в природе и в красоте этих мест, которая манила нас к себе как магнитом. В период, когда мы приезжали ближе к осени, около этих мест работали сенокосные бригады, которые косили сено на лугу и временами, когда мы отдыхали от рыбной ловли, то любили поваляться на кучах скошенной, но ещё не убранной травы.

Прошло время. Мы подросли. Изменились мы и время. Менялась с нами и природа. Многие дороги, по которым мы отправлялись на велосипедах заросли бурьяном. Эти дороги забросили, и никто по ним не ездил. Сено давно уже никто не косил. Найти правильный путь было практически невозможно. Постоянные разливы рек, подтопления, поменяли всю прибрежную низину и луг. Уже в возрасте мы пытались найти это место пару раз, но безуспешно. Может быть, это и к лучшему. Пусть детские воспоминания останутся такими тёплыми, яркими и красивыми на всю жизнь, как и наше рыболовное место.

05.08.2014

Мостовой обходчик

Летняя рабочая сумка этого человека имеет следующее содержимое. Начнём с главного — пища, как неотъемлемая часть повседневной жизни, далее - газета, домино, и… удочка с баночкой для червей. Догадаетесь, чья это рабочая сумка? Сомневаюсь… Рабочая сумка мостового обходчика.

В обязанности этого работника входит охрана, содержание, обслуживание и техническая безопасность железнодорожного моста через реку. Не надо думать, что этот человек не занимается своей непосредственной работой. Нет, он занимается, но иногда и получается работу совместить и с любимым душе делом. Таким, как рыбная ловля. Железнодорожный мост большой и высокий - более чем десять метров в высоту. В связи с тем, что покидать рабочее место нельзя, наш знакомый не может использовать простую удочку, и использует удочку маленького размера, но с очень длинной леской. Довольно проблематично разглядеть поклёв на поплавке, но и с этой проблемой он также разобрался — поплавок всегда лежит на воде. При клёве он поднимался и это являлось признаком, что рыба на крючке и можно тянуть её на мост. Одну проблему, которую не в силах исправить — большая высота, так как пока рыбу поднимешь, она благополучно срывается, показывая нашему незадачливому рыбаку хвост.

Место под мостом рыболовное. В течение дня тут находилось большое количество рыбаков, сидящих и вытаскивающих мелкую и крупную рыбу под мостом и в его окрестностях. У нашего же обходчика рыба в основном крупная. С моста хорошо видно, какая там плавает рыба и где она. Часто наш рыбак рассказывал, как он неоднократно видел рыбу крупного размера, закидывал туда удочку, а рыба, полностью игнорируя все его рыболовные страсти, уплывала восвояси, унося мечты удачного лова. Но наш рыбак никогда не отчаивался и при каждой свободной минуте закидывал своё орудие труда. Редко он бывал без рыбы, что радовало, конечно, его близких, друзей и родственников, которым он отдавал свой немаленький улов.

Озеро

Вы когда-нибудь видели водопой скота на озере, когда животные стараются протиснуться между собой за место, чтобы напиться, а мест нет, и приходится отталкивать кого-то, добираясь до столь желанной воды, и утолить жажду. Вот и представьте себе эту картину, только на месте этих животных, чтобы были люди, которые полностью окружили это озеро для утоления своей жажды ловли рыбы…

В один из летних дней один наш общий знакомый предложил нам — мне и моему тестю Иванычу съездить на рыбалку. По слухам, среди городских рыбаков на одном из озёр, расположенных недалеко от города, любители рыболовства нашли карася, который как бешеный ловился на все что угодно. И решили на следующее утро хоть ненадолго, но съездить и проверить этот слух.

В легковом автомобиле было пять мест, и все были заняты. Два места занимали я и Иваныч. По дороге, направляющейся в сторону озера, мы заметили, что были не одиноки. Ещё несколько автомобилей направлялись в ту же сторону, что и мы. Мы были очень удивлены, когда мы приехали на это озеро. Люди как мухи облепили этот клочок воды и что главное, где бы ни находился рыбак, у каждого ловился карась и карась, крупный тёмного цвета.

Как только мы приехали, нам пришлось поплутать вдоль озера и поискать место для ловли. Все хорошие места были давно заняты. Мы нашли один участок озера, который зарос камышом. Почистили его и только после этого закинули удочки. Озеро было не слишком глубоким. У наших знакомых буквально с первой минуты ловля оказалось удачной, у нас же она началась только после пятнадцати минут и нарастала с каждым уловом. Мы были на этом месте не более трёх часов. За эти три часа наши знакомые наловили полный садок, и сложить эту рыбу было уже некуда. У них моментально нашлись дела, и они начали собираться домой. Нам же хотелось остаться. Но так как машина была не наша, мы прибыли с ними, выбора у нас не оставалось. Азарт, ещё не успевший набрать силу, был вырублен на корне. Хотя с другой стороны рыбы было поймано немало, но хотелось больше. Мы поехали домой, но меж собой решили, что на следующей неделе мы приедем самостоятельно… Но мы не знали, что этого больше не повториться.

Слухи о великом рыбном месте обошли весь город, чем очень успешно воспользовались и браконьеры. За неделю, что мы отсутствовали на этом озере, они сетями выловили практически всю рыбу, перекрыв весь небольшой водоём. После этого, кто бы туда ни ездил, такого рыболовного ажиотажа и улова не видел.

Печально осознавать равнодушие людей к природе, её богатствам. Всё это можно взять у неё, но чтобы брать это - нужно иметь совесть. Брать, а не грабить, думая только о себе и о своём кармане. Кто-то занимается рыбной ловлей для души, а кто-то просто для наживы, перешагнув всечеловеческие нормы, полностью плюнув, что эти богатства природы создавались не днями, а десятилетиями.

25.05.2014

Песчаный карьер

Обычным ориентиром в нашей дороге на рыбалку, чтобы не заблудиться, и не дай Бог повернуть не в ту сторону, служила нам металлическая вышка. Её видно было уже после того, как мы на велосипедах выезжали из города и по степной дороге направлялись на любимое старое рыболовное место. Степная дорога петляла.

Человек, несведущий в данной местности, имел много возможностей повернуть не туда и заблудиться. Мы же, подростки, выезжали толпой, не менее четырёх человек. Одна голова хорошо, но нас было больше, и это увеличивало шансы добраться до места, которое затерялось среди многих стариц и озёр.

Таким первым ориентиром на дороге для нас и была металлическая вышка. Мы тут проезжали много раз, но никто из нас не задумывался, что это такое и для чего оно расположено посреди степи. Обычно проезжая мимо, мы торопились, так как ехать нужно было далеко, и у нас не было даже полминуты, чтобы остановиться и рассмотреть окрестности. Около металлической вышки был котлован, заполненный водой и большое количество песка, собранного в огромные кучи. Котлован, песок и металлическая вышка были ограждены колючей железной проволокой. При въезде был установлен шлагбаум. Недалеко от котлована установлена металлическая будка. Судя по всему, она служила для проживания персонала, которого во время нашего следования мимо мы никогда не видели. Часто мы слышали лай собак, который доносился с ограждённой территории, и это говорило о том, что место не пустовало.

Со временем, расспросив у взрослых о странной конструкции, установленной посреди степи, мы узнали, что это место называлось песчаным карьером, где люди добывали песок для строительных нужд. Странно, но в течение многих лет, что мы проезжали мимо, нам не встречались, ни грузовые машины, ни другой автотранспорт, который был заполнен песком. Наша степная дорога непосредственно упиралась в этот песчаный карьер. Нам приходилось объезжать его полностью, что позволяло рассмотреть это место со всех сторон. Тем более что он был расположен как бы в низине.

Прошло время. Мы выросли. Мы забросили велосипеды и со временем пересели на автомобили. У нас стало меньше свободного времени, которое мы могли позволить себе на выезд, тем более в старые детские места. Но в один прекрасный день мы собрались и решили отправиться в места нашей далёкой молодости. Собрали снасти и начали вспоминать дорогу. И сразу первым, что пришло в голову так это песчаный карьер. Мы выехали в привычную нами степь по нашей дороге. Что-то изменилось за наше отсутствие на этой дороге. Наш ориентир – металлическая вышка отсутствовала. Мы проехали уже несколько километров, а её как не было, так и нет. Спустя какое время мы упёрлись в то, что раньше называлось песчаным карьером и не узнали его. Мы вышли из машины. Впервые за столько лет у нас появилась возможность и время детально всё рассмотреть. Металлической вышки нет – её наверно давно уже благополучно сдали на металл, как и будку, которая стояла здесь. Ограждение из проволоки и шлагбаум исчез. Песок остался, как и котлован. Посередине котлована плавала лодка, на которой сидел старичок. Увидев нас, он направился в нашу сторону. Подплыв к берегу и выйдя с лодки, он посмотрел в нашу сторону, на четырёх парней, которые просто стояли и молчали.

- Если вы ребята приехали порыбачить, то сразу скажу, что рыбы здесь нет. Вот второй раз пытаюсь поставить сети и хоть бы какая-нибудь зараза попалась… - проговорил старичок и пошёл вдоль берега котлована.

- Слушай дед – остановили мы старика – А что здесь и рыба была раньше?

- Ой, ребята и не говорите – ответил старик – Я на этом котловане проработал много лет сторожем и знаю эти места лучше любого. Никогда не забуду, сколько песка дал этот карьер городу, а мне этот котлован рыбы. Он неискусственный, а естественный и наполняется за счёт разлива реки. В летнее время много карася водилось, что хватало не только мне, но и приезжавшим за песком водителям. Нередко по два ведра увозили, а то и более… А сейчас пусто…

Мы постояли ещё некоторое время на берегу котлована и пошли назад в машину. В тот день мы не нашли дорогу и наше любимое рыболовное место. Дорога оказалась заросшей травой. Потеряв наш основной ориентир, мы потеряли и наше старое рыболовное место. Больше туда мы никогда не отправлялись. Исчез привычный для нашего взгляда вид металлической балки. Он ушёл, как и ушло что-то из нашего хорошего и весёлого детства.

23.05.2014

Плотина

В этом конструктивном строении — плотине через реку не было столь громадного значения. Плотина проходила через реку и соединяла основной город с посёлком Заречным, что являлся неотъемлемой частью города. В этом посёлке отсутствовали крупные промышленные предприятия, и в основном плотина служила местом перемещения жителей Заречного, что уменьшало расстояние от центра города до нескольких километров. В случае отсутствия плотины жителям посёлка пришлось бы проделывать громадный круг до города, который насчитывал уже десятки километров. Каждую весну половодье сносит плотину, и движение на ней прекращается. Городские власти ежегодно выделяют средства на восстановление плотины. Жители нашего города посмеиваются над этим. За то время, что существует плотина, можно уже было построить золотой мост на этом месте и на те деньги, которые были потрачены на ежегодное восстановление плотины.

Но не об этом речь… Плотина считается, какой-никакой, а достопримечательностью нашего города. Здесь, конечно, не Швейцария, но свой водопад имеется, который не замерзает даже в сорокаградусный мороз. Плотина — излюбленное мест городских ребятишек, которые пришли искупаться; молодых матерей с колясками, которые решили побродить по окрестностям реки и подышать свежим воздухом, хотя и дорожное покрытие на ней оставляет желать лучшего. И, конечно, без исключения особенное любимое место рыбной ловли. Рыбалка на этом месте на любой вкус и цвет – от большой глубины, до совсем маленькой. Кто хочет — рыбачит по течению. А если есть желание посидеть спокойно, то ловит рыбу в тишине. И разнообразие рыбы также может удивить любого рыбака – окунь, чебак, подвязок, лещ, щука, ерши. Нередко появляются и караси. Кто-то ловит мелочь, а кто-то может выхватить и рыбу больших размеров.

Лет двадцать назад вода была намного чище, чем в настоящее время, и рыбаков приманивала плотина возможностью поймать налима, который водился в этом месте. Это было идеальное место для налима – огромное количество камней, в которых он мог укрыться, течение реки и постоянная чистая проточная вода. Раков на этом месте ранее было просто не сосчитать, малыши уносили от одного до двух выловленных вёдер. Особенно увлекала ночная ловля, когда раки выходили на свет фонарей и костров. Много было пескарей, которые водились чуть в стороне от плотины, где было песчаное место. Ещё не успела река отойти от половодья, как весь берег плотины усыпан рыбаками, которые только и успевали закидывать свои «пауки», специально приспособленные для ловли рыбы по течению. Как только вода отстоялась, подростки с марлевыми полотнищами на мелководье ловили мелкую рыбку для живца, которой тут водится в большом количестве.

Сейчас плотина не та. Много стало замусоренных мест, река обмелела – пропали налимы, раки и пескари. Но плотина не потеряла своих поклонников как детского возраста, так и взрослых. Ежедневно, независимо от погоды и сезона - весной, летом или осенью обязательно один рыбак будет сидеть с удочкой, ожидая своего улова. Никого и никогда плотина ещё не оставляла без ожидаемого улова.

Хороший вечер

Выходной. После обеда ко мне домой пришёл двоюродный брат Денис с маленьким сыном Артёмом полностью оснащённый рыболовными снастями – удочками, наживкой и маленьким ведром и спросил:

- Чем занимаешься? Нет желания прогуляться с нами на речку и провести время за ловлей рыбы?

- Вообще-то, ничем – ответил я – просто отдыхаю, душу диван и пялюсь в телевизор. По поводу рыбалки не задумывался, но об этом, наверное, надо договариваться заранее. Жены дома нет, и я один с дочерью Софией. Если и идти, то нужно брать её с собой. А вот сколько она выдержит на речке, то это мне неизвестно.

- Ну что? Идём?

Недолго думая, я махнул рукой и сказал:

- Пять минут и мы будем в пути.

За короткое время я одел дочь в длинную и плотную одежду для защиты от комаров. Потом покопался в кладовке, вытащил оттуда две удочки: одну большую и одну маленькую для дочери, взял пакет для рыбы, немного еды на всякий случай если дети вдруг проголодаются, и вышел во двор, где нас ожидали мой брат с сыном.

- Куда идём? – спросил я.

- Пошли на старицу, за плотину. Давно там не были – сказал Денис.

- Без проблем. Я сам давно планировал туда сходить, но только всё не получалось. Я помню, как отец и дядя Петя там ловили больших карасей. Но, правда, они готовились не так, как мы, а посерьёзнее. Да и ходили туда рано утром.

- Незапланированная рыбалка, бывает лучше запланированной. Ну что пошли? А то Артём уже себе место не находит – сказал Денис, подхватил удочки и ведро с наживкой.

Идти было недалеко. Река протекала недалеко от нашего дома. Параллельно реки была старица. И чтобы добраться до старицы, нужно было перейти железнодорожный мост. Но от моста нужно было далеко идти до старицы. Но был путь попроще – через плотину, которая связывала основной город с заречной частью города и носил название Заречного. Старица представляла собой небольшой пруд. Основным источником притока воды в пруде был весенний разлив во время которого наша река ежегодно соединялась со старицей. И после окончания половодья, когда вода сходила, старица стояла полноводной. Я не помню такого года, когда наша река не разливалась и не соединялась со старицей, поэтому пруд был всегда полноводный. Так таковых течений в пруде не было, и вода была всегда стоячая, что и привлекала карася, который редко, а то и просто не ловился в нашей реке. А вот в этом месте, некоторым знающим рыбакам, приваливало такое счастье и поэтому старица никогда не была пустым местом и там всегда какой-нибудь рыбак, да и засиживался допоздна с надеждой выловить карася.

По детству помню – место было красивое. Красивей чем сейчас. Ранее вдоль берега росли большие деревья, но со временем население начало вырубку этих деревьев на дрова и местами оголили берег. Где-то произрастала тала, которая образовала пробку около берега и берег становился труднопроходимым для любителей рыбалки.

Место выбрали также красивое, около большого дерева, рядом с разрушенной мельницей. Мельница или не мельница это была, но сооружение видно старинное. Если упадёшь внутрь, то можно и не выбраться. В городе ходили слухи, что эта мельница имела сообщение с городом из ряда подземных переходов, который построил купец в восемнадцатом или девятнадцатом веке. Говорили разные легенды о сокровищах, закопанных там и тому подобное. Интересно это было слушать, но в это мало кто верил. Мы тут родились, прожили долгое время и не обращаем на эти старинные постройки внимания. Как-то привыкли – развалины и развалины. Хотя другие, приезжие, задумались бы о старине, сфотографировались на месте и сказали «Что живём в красивом месте».

Обычно тот, кто постоянно это видит, не придаёт этому никакого значения, для него красота и история отсутствует: присутствует привычка, привыкание к месту, в котором живёшь и не больше.

Я не думал, что наши дети с большим энтузиастом будут рыбачить, чем мы. Они первыми закинули свои удочки в воду старицы и пристально наблюдали за неподвижными поплавками.

Погода была прекрасная. Лето подходило к концу. Каждый день был солнечный и безветренный, что очень редко бывает.

Тихая гладь старицы представляла собой природное зеркало и если взглянуть на поверхность, то можно было отчётливо увидеть своё лицо. Вода в старице была мутноватая, но это нас сильно не печалило. Потихоньку начался слабый клёв. Мне и Денису особенно не везло, а вот дети уже вытащили пару мелких рыбёшек. Интересно было наблюдать, как дети вытаскивали этих мальков – столько радости и шума я не видел давно.

Приятно было сидеть под тенью большого дерева и наблюдать за нашими маленькими рыбаками. Не каждый взрослый может выдержать и долго смотреть за неподвижным поплавком в течение определённого времени, но наши дети с этим справлялись. Правда, уже ближе к вечеру они всё-таки бросили свои удочки и носились друг за другом около насыпи возле мельницы. Вроде бы надо устать, а у них на свежем воздухе как будто всё происходило наоборот. И откуда силы берутся?

Так мы и сидели около воды несколько часов, вдыхая чистый речной воздух, раз за разом вытаскивая небольшую рыбёшку, постепенно наполняя ёмкости уловом.

Солнце начало клониться к закату и собрав удочки, мы потихоньку зашагали в сторону дома. Для памяти о хорошо проведённом вечере я на свой сотовый телефон сфотографировал свою дочь и племянника около старой разрушенной мельницы…

И всё-таки самый лучший отдых – это отдых на природе, а не на диване у телевизора. И я благодарен брату, что он пришёл и вытащил меня и мою дочь на старицу.